В скором времени автошколы ждет революционное изменение – судя по всему, их обяжут принимать экзамены исключительно на автоматизированных автодромах, а учебные автомобили оснастить системами видеонаблюдения .
Курс на автоматизацию был взят после успешного завершения федерального эксперимента на российском автодроме КАФС, где в 2007 году начал работу автодром корейской компании DI Electonics. Видимо, результаты выпускников КАФС оказались обнадеживающими , и депутаты решили распространить опыт на всю Россию. Пока азиатскую модель удалось применить только в Челябинске. Сейчас именно там ведутся разработки отечественного аналога корейской системы, более дешевой и мобильной, позволяющей очень быстро разворачивать автоматизирован ный автодром практически на любой площадке. Но пока ведутся разработки, вся страна, учит вождению по старинке, а СМИ то и дело (как правило, после принятия новых поправок к правилам обучения вождению) выбрасывают противоречивую информацию о трудностях, ожидающих будущих учеников. Как оказалось, большая часть таких материалов пишется на основе свободного толкования ранних редакций правил. Мы решили разобраться в том, что ожидает учеников автошкол в ближайшем будущем.
Первые изменения в процесс обучения вождению уже вступили в силу 1 января 2009 года: количество обязательных часов практического вождения увеличилось с 32 до 50, в то время как из программы убрали часы, посвященные изучению так называемого «железа» — механизмов и деталей машины. Кроме того, водителей теперь обучают новому предмету — «психофизиологическому поведению на дорогах», а также больше внимания уделяют образованию в области оказания первой помощи. Для повышения психоэмоциональ ной устойчивости учеников разработан специальный тренажер, представляющий собой сенсорный монитор, по которому с различными траекториями движется мерцающая точка, в задачу ученика входит научиться пальцем попадать в эту точку в определенный момент времени. Пока такие тренажеры в автошколах не используются, а обучение по предмету «психофизиологического поведения на дорогах» проходит в виде лекций, на которых преподаватели рассказывают о взаимной вежливости всех участников движения и позитивном психологическом настрое.
Но давайте снова вернемся к практической стороне вопроса. Сейчас большинство автодромов оснащены всем необходимым для обучения вождению: разметка, яркие конусы, эстакада.
Но уже с 2011 года все автошколы заставят перейти на автоматизированные автодромы. Когда новые правила вступят в силу, на площадках должны будут появиться настоящие перекрестки, светофоры, пешеходные переходы, дорожные знаки и даже железнодорожный переезд. Соответственно, число упражнений с 5 (эстакада, змейка, параллельная парковка, въезд в гараж, разворот в ограниченном пространстве) увеличится до 13: помимо привычных элементов появятся новые, включая торможение у стоп-линии, разгон, различные виды змейки.
На территории, которую автодромы автошкол занимают сейчас, разместить все элементы организации дорожного движения невозможно. Новый автодром должен занимать до 1 гектара земли. Как найти такую площадь в городе, пока никто не может дать ответа.
Помимо переоборудования автодромов на плечи владельцев автошкол ляжет необходимость установки на учебные автомобили камер слежения (не менее четырех камер на одно авто), с помощью которых будут фиксироваться практические занятия по вождению. Вся информация с этих камер должна будет обрабатываться и храниться. Понятно, что для хранения таких объемов данных потребуются отдельные ресурсы. При выдаче заключения на соответствие материально-технической базы автошколы и при продлении лицензии на право осуществления образовательной деятельности представители ГИБДД будут выборочно просматривать видеозаписи занятий той или иной учебной группы, проверять количество часов по практическим занятиям и на этом основании принимать решения о продлении (или об отказе в продлении) лицензии.
По оценкам специалистов, дооборудование одного учебного автомобиля в соответствии с новыми требованиями обойдётся в 50 тысяч рублей, всего автодрома в целом в 30 миллионов рублей. Час обучения на таком автодроме будет стоить порядка тысячи рублей. Одним из возможных выходов из данной ситуации владельцы автошкол видят в объединении усилий нескольких автошкол для строительства одного автоматизированного автодрома, отвечающего всем требованиям.
Понятно, что в конечном итоге вся финансовая нагрузка ляжет на плечи учеников. Если сейчас стоимость курса обучения в среднем составляет 10-12 тысяч рублей, то после всех изменений по оценкам участников рынка она повысится до 50 тысяч. Тем не менее, несмотря на грядущие перемены в порядке получения водительских прав, в автошколах пока не наблюдается ажиотажа.
Чем закончится этот эксперимент, пока неясно. Остается только надеяться, что в итоге качество обучения и безопасность на дорогах повысится.